Собор Парижской Богоматери

Notre Dame de Paris – Собор Парижской Богоматери

Координаты для GPS: 48° 51' 11'' СШ, 2° 20' 58'' ВД

Адрес: 6 Parvis Notre-Dame – Place Jean-Paul II, 75004 Paris

Кафедральный собор Парижа и одна из главных его достопримечательностей. Находится в историко-географическом центре города – на острове Сите, точнее – в восточной его части.

Собор Парижской Богоматери

В античные времена на этом месте находился галло-римский храм Юпитера. После завоевания Галлии франками здесь была возведена христианская церковь Святого Стефана. В 1163 г. при Людовике VII Французском вместо неё было начато строительство нового храма – Собора Парижской Богоматери.

Главный алтарь собора был освящён в мае 1182 г. В 1196 г. был закончен главный неф. Главный – западный фасад с двумя башнями строился с 1200 по 1250 гг. Внутренняя отделка была завершена в 1315 г. Окончательно собор был готов в 1345 г. На протяжении почти 200 лет строительства в нём участвовали многие архитекторы, наиболее известными из которых были Жан де Шель и Пьер де Монтрей, работавшие с 1250 по 1265 гг.

Много веков Собор Парижской Богоматери с его великолепным интерьером служил местом проведения королевских коронаций, бракосочетаний, похорон. Но во время Великой французской революции он оказался под угрозой разрушения. Его объявили Храмом Разума, статуи всех королей на его фасаде обезглавили, а декретом Робеспьера было постановлено собрать мзду с парижан если они не хотят, чтобы эта "твердыня мракобесия" была снесена. При Наполеоне I в 1802 г. Собор Парижской Богоматери был вновь освящён.

В 1806 г. в сокровищницу собора была помещена великая христианская реликвия – Терновый венец Иисуса Христа. В 1063 г. венец был привезён в Константинополь с горы Сион в Иерусалиме. А в 1238 г. был куплен Людовиком IX и привезён в Париж, после чего хранился вплоть до революции в Святой часовне Сент Шапель, построенной специально для этого.

В 1831 г. Виктор Гюго пишет свой знаменитый роман "Собор Парижской Богоматери". По словам автора храм был выбран в качестве главного героя романа с целью вдохновить нацию любовью к родной архитектуре. После выхода романа развернулось движение по сохранению и реставрации готических памятников. И в 1841 г. была начата крупномасштабная реставрация Собора Парижской Богоматери под руководством Виолле ле Дюка. Вокруг собора были снесены все постройки, а перед ним образована площадь. Само здание было отреставрировано, над ним возведён шпиль, все поврежденные скульптуры были заменены, а на верхней площадке фасада у подножия башен были установлены статуи химер.

Длина Собора Парижской Богоматери – 130 м., ширина – 48 м., высота колоколен – 69 м. Архитектура собора отличается от большинства готических храмов. Она является как бы переходной от массивности романского стиля к поздней готике, для которой характерна некая устремленность вверх. Крыша собора покрыта свинцовыми плитками 5 мм. толщины. Шпиль собора имеет высоту 96 м., сделан из дерева и также покрыт свинцом. Шпиль окружают четыре группы статуй апостолов.

Фасад разделён по горизонтали пилястрами на три части с тремя стрельчатыми порталами: портал Страшного суда в центре, портал Богородицы слева и портал святой Анны справа. Над порталами находятся скульптурные панно с эпизодами из Евангелия. Выше расположена аркада второго яруса со статуями 28 царей древней Иудеи – галерея королей. Верхняя часть второго яруса украшена горгулиями и химерами, придуманными Виолле ле Дюком при реставрации собора.

За трёхпортальным фасадом Собора Парижской Богоматери находится пятинефный основной корпус, а не трёхнефный, как ожидается. Трансепты, в отличие от большинства храмов, очень широкие, что увеличивает пространство вокруг алтаря и позволяет разместить здесь большое количество паломников.

В Парижском соборе нет настенной живописи и стены его окрашивает солнечный свет, проникающий сюда через огромные разноцветные витражи. Эта игра света придает интерьеру собора некоторую таинственность. К сожалению почти все оригинальные витражи были разбиты и заменены на новые при реставрации в 19 в. Подлинная только розетка над входом в собор диаметром почти 10 м. Две розетки боковых витражей в трансептах имеют диаметр по 13 м. и являются самыми большими в Европе.

Вдоль главного нефа расположены скульптуры, изображающие сцены из Евангелия. В часовнях, расположенных в правой его части, – произведения искусства, подаренные согласно ежегодной традиции собору в первый день мая. Скульптура Парижской Богоматери, которой посвящён собор, находится в средокрестии с правой стороны от алтаря. С левой стороны, симметрично ей, – статуя святого Дионисия. За алтарём направо ведет вход в сокровищницу, где хранится Терновый венец и другие реликвии. Слева за алтарем установлен макет собора, демонстрирующий средневековые технологии строительства.

Орган Собора Парижской Богоматери один из самых больших в Европе и содержит 111 регистров, а должность его титулярного органиста является одной из престижнейших не только в Париже, но и во всей Франции.

В здании справа от собора находится Музей Собора Парижской Богоматери, основанный в 1951 г. В нём представлены рисунки, макеты, гравюры и документы, связанные с историей собора, а также предметы, обнаруженные при археологических раскопках в его склепе. На площади, напротив центрального входа в собор, находится "нулевой километр", отмечающий начало всех дорожных расстояний во Франции.

2012-2018 © Достопримечательности городов и стран и путеводители по ним. Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.