Кафедральный собор Успения Богородицы

Cattedrale di Vergine Assunta; Madre Chiesa – Кафедральный собор Успения Девы Марии

Координаты для GPS: 38° 06' 52'' СШ, 13° 21' 22'' ВД

Адрес: Corso Vittorio Emanuele, 90040 Palermo

Кафедральный собор архиепархии Палермо. Является ярким образцом арабо-норманнской архитектуры. Включён в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В соборе хранятся мощи святой Розалии, покровительницы города. Находится собор в центре Палермо на Соборной площади.

Кафедральный собор Успения Богородицы

Первая церковь на этом месте была построена в 4 в. в честь первых христиан-мучеников. В 5 в. её разрушили вандалы, а преследуемый ими епископ Мамилиан был вынужден покинуть город. Он провёл жизнь в отшельничестве на острове Монтекристо и впоследствии был канонизирован. Изгнавшие варваров из города в 6 в. византийцы возвели здесь новый большой храм, который в 604 г. освятил, согласно преданию, сам папа Григорий I Великий в честь Успения Девы Марии.

В 831 г. Палермо захватили арабы, они не стали разрушать церковь, но превратили её в мечеть. Пришедшие в 1072 г. норманны, в свою очередь, обратно освятили мечеть в церковь имени Пресвятой Богородицы. При норманнах собор стал главным в Сицилии. В нём был коронован в 1130 г. первый монарх Сицилийского королевства Рожер II, а затем и все его последователи.

Тогда же возникла необходимость обновления храма согласно его новому статусу главного собора королевства. Инициатором этого стал тогдашний архиепископ Палермо Гуальтеро Оффамилио (Уолтер Милль) в ответ на создание королём Вильгельмом II архиепископства с собором в Монреале. Строительство нового кафедрального собора было начато в 1179 г., а уже в 1185 г. состоялось его освящение.

В последующие столетия к собору пристраивались различные элементы. Наиболее значительной перестройке он был подвергнут в 1781-1801 гг. под руководством флорентийского архитектора Фердинандо Фуга. Он воодрузил на базилику классический купол, по бокам пристроил четырнадцать капелл, которые увенчал маленькими куполами. В результате собор потерял свой характерный норманнский облик, при этом перестал соответствовать классическому типу базилики.

Таким образом сейчас внешний вид Кафедрального собора Успения Богородицы Палермо можно охарактеризовать как эклектичный и даже причудливый, в нём присутствуют характерные особенности нескольких эпох и архитектурных стилей. Преобладает арабо-норманнский стиль, особенно в восточной части строения – три апсиды украшены ложными арками и богато декорированы тонким орнаментом и инкрустациями. Аналогично выглядит и ризница в юго-восточном углу собора, пристроенная в 1260 г.

Главный, западный, фасад с башнями выполнен в готическом стиле в 1352 г. Хотя башни фасада украшают типично арабо-норманнские арки и окна-бифории. Колокольня, соединённая с фасадом двумя арками, имеет массивное норманнское основание и лёгкую неоготическую башню, надстроенную Эммануэлем Палаццотто в 1805 г.

Южный фасад имеет наиболее сложную структуру. Фердинандо Фуга привнёс в него черты классицизма, хотя восточная часть сохранила изначальные арабо-норманнские черты. На фоне всего этого выделяется портик в стиле каталонской готики с тремя стрельчатыми арками, построенный архитектором Антонио Гамбара в 1426-30 гг. Одна из колонн здесь сохранилась от предыдущего храма 9 в. и на ней можно увидеть надпись с цитатой из Корана. Северный фасад, так же, как и южный, имеет семь капелл с куполами, пристроенные Фердинандо Фугой. При этом имеющийся здесь портик, сооружённый в 1536 г. Винченцо и Фабио Гаджини, оказался скрытым и потерял своё назначение.

Интерьер собора Палермо почти полностью является результатом реконструкции Фердинандо Фуга в 1801 г. Он выполнен в неоклассическом стиле и имеет холодноватый сдержанный вид. На пилонах, отделяющих центральный неф от боковых, установлены статуи святых. Они взяты из ретабло работы Гаджини 16 в., которое раньше украшало алтарь собора и было демонтировано в конце 18 в. Вместо него над алтарём художником Мариано Росси была выполнена фреска с изображением Успения Богородицы, а в своде центральной апсиды – Роберт Гвискар и Рожер I, освобождающие храм от арабов.

В правой апсиде, с южной стороны от алтаря, расположена капелла Святой Розалии – покровительницы Палермо. Здесь же хранятся её мощи. Раку с мощами выносят раз в год на праздник Святой Розалии 15 июля для поклонения верующих и проведения крестного хода. В левой апсиде находится капелла Святых Тайн с ценным алтарём из лазурита.

Из четырнадцати боковых капелл следует отметить капеллу Реликвий в южном нефе, в которой хранятся частицы мощей равноапостольной Марии Магдалины и мучениц Агаты, Кристины, Нинфы и Оливы. В одной из капелл в северном нефе находится примечательная статуя Богородицы с Младенцем работы Франческо Лаурана 1469 г., которая была предметом восторженного почитания, т.к. считалась "избавляющей из ада".

В двух капеллах по южной стороне собора находятся королевские гробницы. Здесь упокоены короли Сицилии, императоры и императрицы Священной Римской империи: Рожер II, Констанция Норманнская, Генрих VI, Фридрих II, Констанция Арагонская, Педро II, Вильгельм (Гульельмо) Арагонский. Сами саркофаги выполнены из ценных материалов и являются предметами искусства.

Особый интерес представляет крипта кафедрального собора Палермо. Она осталась от предыдущего храма 9 в. и сохранила его структуру. Здесь в саркофагах захоронены архиепископы Палермо и военачальники. Среди них и основатель современного собора Уолтер Милль.

С южной стороны от Кафедрального собора Успения Богородицы находится Соборная площадь. Она окружена балюстрадой со статуями святых, выполненной из мрамора в 1575 г. по проекту Винченцо Гаджини. В центре площади в 1685 г. был установлен фонтан со статуей Святой Розалии, поражающей чуму, работы Винченцо Витталиано. С западной стороны собора стоит Архиепископский дворец Палермо. Он был построен в 1460 г., после чего неоднократно расширялся и достраивался. Сейчас в нём размещается Епархиальный музей и различные церковные службы.

2012-2017 © Достопримечательности городов и стран и путеводители по ним. Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.