Миланский собор

Duomo di Milano, Duomo di Santa Maria Nascente – Миланский кафедральный собор, собор Рождества Пресвятой Девы Марии

Координаты для GPS: 45° 27' 51'' СШ, 9° 11' 28'' ВД

Адрес: Piazza del Duomo, Milano

Католический кафедральный собор, посвящённый Рождеству Пресвятой Богородицы, – уникальное сооружение в стиле пламенеющей готики и главная достопримечательность Милана. Является одним из крупнейших соборов в Европе, при этом – единственным храмом в таком стиле в Италии. Находится в самом центре Милана на площади Дуомо.

Миланский собор

Ещё с доисторических времён место, на котором стоит Миланский собор, использовалось в религиозных целях. Сначала здесь было святилище кельтов, которое разрушили древние римляне и возвели храм Минервы. В 4 в. его сменила уже христианская церковь Санта Текла. Через два столетия была построена церковь Санта Мария Маджоре. Она простояла достаточно долго, пока в 14 в. миланский герцог Джан Галеаццо Висконти не решил возвести вместо неё новый собор.

Строительство было начато в 1386 г. по грандиозному проекту в готическом стиле итальянца Симоне де Орсениго. Так как стиль строения был выбран более характерный для Центральной Европы, чем для Италии, то и руководителей строительства приглашали немецких и французских. Это вызвало немало противоречий и архитекторы многократно сменяли друг друга.

В результате после того, как за несколько лет было заменено несколько десятков главных архитекторов, было решено предоставить проект исключительно итальянским мастерам. В 1417 г. папа Мартин V освятил главный алтарь недостроенного собора. Во второй половине 15 в. строительством занялся Джунифорте Солари, который при содействии Леонардо да Винчи и Браманте привнёс в проект элементы Ренессанса. В 16 в. здание собора в основном было завершено и в 1572 г. его повторно освятил и торжественно открыл кардинал Карл Борромео.

В последующие столетия храм продолжал медленно достраиваться. Так самый высокий центральный шпиль с четырёхметровой позолоченой статуей Мадонны работы Джузеппе Перего появился в 1769 г. Главный фасад с декором был выполнен в 1813 г. архитекторами Карлом Амати и Джузеппе Занойя по распоряжению Наполеона I. А в 20 в. были закончены главные врата. Кроме того в ходе бомбардировок во время Второй мировой войны собор частично пострадал, после чего был отреставрирован.

Не смотря на длительность строительства, в ходе которого архитектурные стили и направления сменяли друг друга, Миланский собор, всё же, является цельным произведением, но при этом имеющим свой уникальный облик. Не смотря на явно выраженный готический стиль, характерный для центральноевропейских церквей, он имеет отличный от них североитальянский (ломбардский) фасад, придающий собору несколько более приземистый вид и массивность. К тому же Миланский собор полностью выполнен из белого кандолийского мрамора и является, пожалуй, самым большим мраморным зданием в мире.

Собор имеет длину 158 м. и ширину поперечного нефа 92 м. Высота центрального нефа составляет 46 м., а самого высокого шпиля со статуей Мадонны – 106 м. Внешне здание насыщено декоративными элементами, вырезанными из мрамора. В их числе 135 башенок-игл и свыше двух тысяч статуй библейских персонажей, химер, а также исторических знаменитостей – Наполеона, Муссолини и многих других.

Внутреннее пространство Миланского собора вмещает до 40 тысяч человек и состоит из пяти нефов, разделённых 25-метровыми колоннами. Характерный готический интерьер с высокими нервюрными крестовыми сводами затенён и освещается через огромные витражные окна. Причём первые шесть витражей правого нефа сохранились с 15 в.

Под куполом над алтарём хранится великая святыня – гвоздь, использованный, согласно преданию, в распятии Иисуса Христа. Это место подсвечивается красным огоньком. В ближайшую субботу к Дню Воздвижения Креста Господнего 14 сентября проходит торжественная церемония снятия гвоздя. Для этого миланский архиепископ поднимается к нему на специальном подъёмнике, который, как считается, соорудил Леонардо да Винчи.

Внутри собора находится несколько саркофагов миланских архиепископов, выполненных известными итальянскими мастерами в 14-18 вв. Следует отметить пресвитерий с двумя кафедрами и органами, деревянные хоры 16 в. Перед алтарём в левом трансепте стоит огромный бронзовый канделябр Тривульцио высотой 5 м. Его основание в виде виноградных лоз изготовлено в 12 в. ювелиром Николя Вердюном.

Так же Миланский собор отличается огромным количеством статуй, которых внутри насчитывается свыше тысячи. Самой известной является уникальная статуя Святого Варфоломея работы Марко д'Аграте 1562 г. Со святого живьём содрали кожу, таким его и изобразил скульптор. Так же интересна статуя известного кондотьера Джан Джакомо Медичи ди Мариньяно, установленная на его мавзолее и выполненная итальянским скульптором Леоне Леони в 1563 г.

Интересным элементом интерьера собора являются солнечные часы Меридиан, представляющие собой полоску с изображениями знаков зодиака. Ровно в полдень солнечный луч становится на тот из них, который соответствует текущей дате. Однажды в прошлом веке часы дали сбой, что стало тревожным знаком, т.к. сигнализировало о том, что здание начало проседать и нарушило геометрию всей системы.

Множество других исторических экспонатов из Миланского собора можно увидеть так же в Музее Дуомо, расположенном рядом в Королевском дворце. Там же представлены многочисленные чертежи и наброски, накопившиеся за столетия строительства храма.

Ежегодно в ноябре-декабре в Миланском соборе выставляются квадрони Святого Карло Борромео – серия картин на тему жития знаменитого миланского архиепископа, открывшего собор и в последствии канонизированного. Серия написана группой итальянских художников в 17 в. по заказу капитула собора.

2012-2017 © Достопримечательности городов и стран и путеводители по ним. Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.