Соборная площадь Пистойи

Piazza del Duomo di Pistoia – Соборная площадь в Пистойе

Координаты для GPS: 43° 56' 00'' СШ, 10° 55' 00'' ВД

Одна из наиболее примечательных площадей Италии, центр города Пистойи, на которой расположены практически все его основные достопримечательности: кафедральный собор Святого Зенона, баптистерий Святого Иоанна Крестителя, Епископский дворец, Преторианский дворец, дворец Коммуны, башня Катилины и др. Находится в 30 км. на северо-западе от Флоренции.

Соборная площадь Пистойи

История возникновения города Пистойи уходит в доримскую эпоху. Поселение на этом месте было основано ещё этрусками, затем здесь обосновались галлы, а в 1 в. до н.э. оно попало под власть Рима. В 62 г. до н.э. в Пистории, как тогда назывался город, находился военный лагерь заговорщика Луция Сергия Катилины и здесь его войско было разбито правительственной армией.

Значительный подъём Пистойя испытала во времена лангобардов в 6-7 вв., когда в ней находилась резиденция их короля. После этого она превратилась в один из крупнейших центров Тосканы, а в 1117 г. стала свободным городом. Но ненадолго, т.к. уже с 13 в. начала попадать под власть Флоренции и в 1401 г. окончательно была присоединена к её землям. Интересно, что в Пистойе в 15 в. был изобретён курок и по одной из наиболее вероятных версий именно от названия этого города произошло слово "пистоль", т.е. пистолет.

Нынешняя Соборная площадь Пистойи всегда служила центром города, даже, когда собора ещё не было и не могло быть. Именно на её территории находилось этрусское поселение, следы которого, включая захоронения, были обнаружены здесь во время раскопок. Затем здесь всегда был центр политической, религиозной, общественной жизни города. Поэтому вокруг площади возводились все главные городские здания.

Соборная площадь имеет форму квадрата со стороной около 70 м. В южном углу к ней примыкает маленькая площадь – пьяццетта, собственно на которой и стоит кафедральный собор Сан Зено с колокольней и баптистерием. Собор посвящён восьмому епископу Вероны Святому Зенону, жившему в 4 в. Он был возведён не позднее 10 в., но после двух пожаров был перестроен в 13 в.

Интерьер собора Сан Зено имеет вид, приобретённый в основном в 14 в. Он достаточно аскетичный, но содержит некоторые произведения искусства. Наиболее ценным из них является Серебрянный алтарь Святого Джакопо в капелле Распятия – шедевр, который создавался на протяжении 1287-1456 гг. целым рядом талантливых ювелиров, в числе которых был Филиппо Брунеллески. Также интересны фрески, картины, статуи, выполненные различными мастерами 12-17 вв. В крипте собора сохранились остатки древнеримской виллы, стоявшей на этом месте.

Весьма примечательна кампанилла собора Святого Зенона, которая считается одной из самых красивых колоколен в стране. Она была возведена в 12 в. на месте старой ломбардской башни. Колокольня имеет высоту 67 м., выполнена в романском стиле, несколько раз перестраивалась, в том числе после землетрясения 13 в., и нынешний её облик сложился во второй половине 16 в. С вершины колокольни открываются великолепные виды города.

Напротив собора находится баптистерий Сан Джованни ин корте (т.е. "во дворе"). Он был построен в 14 в. Челлино ди Незе по проекту Николо Пизано. Строение имеет восьмиугольную форму с пирамидальным куполом, выполнено в готическом стиле и декорировано чередующимися элементами из бело-зеленого мрамора. Внутри имеется купель, созданная в 1226 г. Ланфранко да Комо, позолоченый деревянный алтарь 16 в., мраморная статуя Святого Иоанна Крестителя работы Андреа Вакка 1724 г.

Между собором и баптистерием с южной стороны стоит Епископский дворец. Он был построен в 11 в. сначала в виде крепости, затем в 12 в. был преобразован во дворец, в дальнейшем несколько раз расширялся и достраивался. Он служил резиденцией епископов в течение 8 в., пока в 1786 г. не был продан частным лицам. После этого здесь размещались различные лавки и магазины, существенно нарушившие исторический облик здания. Лишь в 1976 г. дворец был выкуплен у частных владельцев, после чего была проведена его реставрация.

Сейчас во дворце Епископа размещается художественный музей Джованни Больдини, информационное туристическое бюро и банк, финансировавший реставрацию. В подземельях дворца представлены археологические раскопки этрусских захоронений 4-5 вв. до н.э., найденных здесь и свидетельствующих об исторических корнях города.

Рядом с баптистерием с другой стороны расположен Преторианский дворец, построенный в 14 в., но значительно перестроенный в 19 в. В нём размещалась судебная власть Пистойи. Фасад здания украшен старинными гербами известных личностей. Также имеются интересные изображения гербов и внутри дворца, где проходили открытые судебные процессы.

Напротив дворца Претории, на другой стороне Соборной площади, находится ещё один старинный дворец – дворец Коммуны. Он был возведён в 13 в. для городской магистратуры, затем в 14 в. был расширен. Здание имеет примечательный пятиарочный портик. Сбоку пристроен мостик, сооружённый в 16 в. и соединяющий дворец с кафедральным собором Сан Зено. Сейчас во дворце Коммуны размещается Городской музей, в котором представлены произведения художественного и прикладного искусства в основном пистойских и флорентийских мастеров 13-19 вв. Также здесь работает центр, посвящённый архитектору Джованни Микелуччи.

Возле дворца Коммуны с правой стороны стоит бывшая церковь Богоматери рыцарей, построенная в 10 в. и переделанная в романском стиле в 13 в. В 1784 г. церковь была закрыта, но здание сохранилось и, несмотря на многочисленные перестройки, в нём остались некоторые изначальные элементы, например облицовка бокового фасада из чередующегося чёрно-белого мрамора.

Здесь же, рядом, в северном углу Соборной площади Пистойи, возвышается самое древнее её строение – 30-метровая каменная башня Катилины, возведённая в 9 в. Название башни происходит от легенды, согласно которой на этом месте был похоронен древнеримский политический деятель Луций Сергий Катилина, восставший против властей и потерпевший здесь поражение. На вершине башни имеется смотровая площадка.

2012-2017 © Достопримечательности городов и стран и путеводители по ним. Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.