Страсбургский собор

Cathédrale Notre-Dame de Strasbourg – Страсбургский кафедральный собор Пресвятой Богоматери

Координаты для GPS: 48° 34' 55'' СШ, 7° 45' 04'' ВД

Адрес: Place de la Cathédrale, 67000 Strasbourg

Католический кафедральный собор, шедевр готической архитектуры и главная достопримечательность Страсбурга. Относится к числу самых высоких соборов мира и крупнейших строений из песчаника. Находится в центре города на Кафедральной площади.

Страсбургский собор

На месте нынешнего Страсбургского собора культовые сооружения были ещё во время римского владычества. Первый христианский храм здесь в 7 в. построил страсбургский епископ святой Арбогаст. В следующем веке при Карле Великом церковь заменили более крупной трёхнефной базиликой. Она несколько раз подвергалась пожарам и ремонтировалась, пока сразу несколько пожаров, возникших в самом начале 11 в. её окончательно не разрушили. Тогда в 1015 г. епископ Вернер I начал постройку нового собора, но и он сгорел в пожаре спустя полтора века – в 1176 г.

После этого тогдашний епископ Страсбурга Генрих I фон Газенбург решил возвести собор по образу Базельского собора, но который должен был его превзойти в размерах. При строительстве решили оставить уцелевшие части предыдущего строения – крипту и трансепт. Сначала к ним пристроили романский хор. Затем, в 13 в., были приглашены мастера из Шартра, которые работали уже в новом стиле – готическом. Они возвели главный неф собора.

В 1277 г. за работу взялся архитектор Эрвин фон Штайнбах, которому Страсбургский собор в наибольшей степени обязан своим обликом. В частности, как считается, именно он возвёл главный западный фасад. После его смерти работу продолжили его сын и дочь. Нынешний облик Страсбургский собор приобрёл в 1439 г., когда была завершена его северная башня. Её основным автором считается кёльнский архитектор Иоганн Хюльц.

В целом в строительстве собора участвовало много архитекторов, как французских, так и немецких, среди которых был Ульрих фон Энсинген, ранее возводивший Ульмский собор. Таким образом Страсбургский собор, как и город Страсбург, объединил в себе черты, характерные и для немецких, и для французских готических церквей.

Главной его архитектурной достопримечательностью является западный фасад. Он богато декорирован различными рельефами и скульптурами. Его особенностью являются так называемые "каменные арфы" – ажурные аркатуры перед несущими стенами. По центру фасада расположена большая розетка, над ней находится великолепная галерея апостолов, в нишах установлены конные статуи знаменитых монархов. Три стрельчатых готических портала украшают изображения сцен из жизни Иисуса Христа и Страшного суда, Девы Марии с младенцем, а также множество сюжетов и персонажей на библейские темы.

Северная башня фасада имеет высоту 142 м. и после возведения оставалась самой высокой в мире вплоть до постройки в 1874 г. церкви Святого Николая в Гамбурге. Вторая же башня так и не была построена. Сначала не хватало средств, затем, как считается, готика с высокими башнями вышла из моды. При этом было опасение, что из-за слабости почвы она может не выдержать две такие башни, в результате собор так и остался без изменений. На башне имеется смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на город.

Примечательны и два других фасада собора – северный и южный. Северный – самый поздний, украшен великолепным орнаментом и скульптурной композицией, изображающей мученичество Святого Лаврентия. Двойной южный фасад, наоборот, – самый ранний, в отличие от остальных выполнен в романском стиле и выглядит проще. При этом его украшают наиболее ценные скульптуры 1230 г., точнее – копии, т.к. оригиналы сейчас хранятся в музее собора. Это – "Церковь" и "Синагога" по бокам, статуя царя Соломона в центре и поясная статуя Иисуса Христа над ним. Над порталами расположен циферблат астрономических часов, находящихся внутри собора.

Интерьер Страсбургского собора выполнен в строгом готическом стиле и имеет несколько приглушённое освещение, создаваемое витражами 12-14 вв. Следует отметить резную кафедру у северной стены главного нефа, выполненную Гансом Хаммером в 1485 г. Главный алтарь находится в самой старинной, позднероманской, части собора на возвышении, т.к. под ним расположена старинная крипта, оставшаяся от предыдущего собора. Витраж над алтарём с изображением Богоматери является современным произведением – он был выполнен художником Максом Энграном и подарен собору в 1956 г. Европейским советом, флаг которого в виде круга из 12 звёзд можно увидеть в самом верху.

В северной части трансепта справа расположен алтарь Святого Лаврентия. В его нише установлена купель 1453 г. работы Джодока Дотцингера. Напротив находится скульптурная композиция "Гефсиманский сад", изображающая сцену ареста Иисуса Христа. Её выполнил Николя Рёдер в 1498 г. для кладбища церкви Святого Фомы, а в 1667 г. она была перенесена сюда.

В южной части трансепта стоит колонна Ангелов, созданная в 1230 г. неизвестными французскими мастерами: внизу стоят четыре евангелиста со свитками, над ними – четыре ангела Страшного суда трубят в трубы, а на самом верху восседает Иисус Христос и ещё три ангела с орудиями Страстей – терновым венцом, крестом с гвоздями и копьём. Рядом можно увидеть ещё одну фигуру мужчины, смотрящего на колонну. По легенде этот человек утверждал, что столб не выдержит свод в этом месте, тогда мастер решил увековечить его в характерной выжидающей позе.

Здесь же на восточной стене расположены знаменитые Астрономические часы Страсбургского собора – одни из самых "навороченных" в мире. Их изготовила группа мастеров под руководством математика Конрада Дазиподиуса в середине 16 в. Они проработали более двухсот лет и остановились только в 1788 г. Из-за начавшихся революционных событий долгое время всем было не до часов, наконец в 1838-42 гг. инженер Жан-Батист Швильге создал новый механизм, в котором добавил ещё планетарный механизм Солнечной системы с известными на тот момент планетами и Луной.

Помимо того, что часы показывают время, день, месяц, год, знак зодиака, фазу луны и положения планет, они предугадывают и некоторые астрономические события, например затмения, а также имеют церковный календарь, т.е. рассчитывают дату Пасхи. При этом часы демонстрируют кукольные сценки: каждые 15 минут показывают одну из фигурок, олицетворяющих четыре возраста человека, каждый час ангел переворачивает песочные часы, а Иисус Христос под звон колоколов изгоняет Смерть. А раз в сутки в 12.30 разыгрывается главный спектакль с участием Христа и двенадцати апостолов.

2012-2018 © Достопримечательности городов и стран и путеводители по ним. Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.