Дворец дожей

Palazzo Ducale – Дворец герцогов

Координаты для GPS: 45° 26' 02'' СШ, 12° 20' 25'' ВД

Адрес: Piazza San Marco, 1, 30124 Venezia

Главное здание Венеции, бывшая резиденция дожей и место заседаний Большого совета, Сената и Верховного суда Венецианской республики. Является выдающимся памятником итальянской готической архитектуры. Расположено на площади Святого Марка возле кафедрального собора.

Дворец дожей

Построенный в 9 в. на основании древнеримских стен дворец представлял собой укреплённую и окружённую рвом крепость, которая сгорела в 12 в. Вместо неё было возведено новое здание, но уже без крепостных стен и без рва. Это здание со временем обветшало и к началу 14 в. уже не соответствовало статусу резиденции правителя богатой в то время Венецианской республики. Поэтому в 1309 г. мастерами-каменотесами Филиппо Календарио, Пьетро Базейо и Энрико было начато строительство нового дворца.

Южный, выходящий на набережную, фасад был закончен в 1404 г., а западный – со стороны Пьяццетты – в 1424 г. В дальнейшем здание достраивалось и расширялось вплоть до 16 в. Основная часть отделки была выполнена членами семьи Бон – венецианскими специалистами по обработке мрамора, а так же специально приглашёнными флорентийскими и ломбардскими мастерами.

Дворец состоит из трёх корпусов в форме буквы "П" – восточного, западного и южного. На южном фасаде находится балкон, выходящий на лагуну и выполнявший роль праздничной трибуны для дожа. Над балконом установлена статуя Правосудия Алессандро Витториа. Архитектура Дворца дожей, впрочем как и многих других венецианских строений, отличается восточными мотивами. Здесь чувствуется влияние Византии и это является характерной чертой всей венецианской готики.

Первый и второй этажи оформлены легкими арками в виде открытых галерей, на которых покоится массивный третий этаж, по высоте равный первым двум. Он отделан мрамором нежно-розового цвета, который великолепно сочетается с голубым небом в ясную погоду. Причём две колонны второго этажа фасада, выходящего на площадь, имеют более тёмный – красноватый оттенок. Между ними объявляли смертные приговоры.

Есть два основных входа во Дворец Дожей. Один – со стороны набережной, называется Порта дель Фрументо (Пшеничные врата). Через него можно пройти в музей истории создания дворца. Другой вход – Порта делла Карта (Бумажные врата) – расположен возле собора Сан Марко. Большие бронзовые врата, созданные Джованни и Бартоломео Бон в 1438-1441 гг., имеют форму стрельчатой арки и украшены многочисленными орнаментами, а над ними – изображение крылатого льва Святого Марка и коленопреклонённого перед ним дожа Франческо Фоскари.

Пройдя через Бумажные врата и расположенную за ними арочную галерею Фоскари, попадаешь во внутренний двор с двумя бронзовыми колодцами-водоёмами работы Альфонсо Альбергетти 1559 г. и Никколо деи Конти 1556 г. В колодцах была лучшая во всей Венеции вода, за которой каждое утро здесь собиралось множество разносчиц воды, чтобы затем её доставить по всему городу. Так же обращают на себя внимание восемь античных скульптур и памятник генералу Франческо Мария делла Ровере – герцогу Урбинскому работы Джованни Бандини 1587 г.

От арки Фоскари во дворец ведет большая мраморная лестница Гигантов, названная так из-за установленных на её верхней площадке статуй Марса и Нептуна – военного и морского покровителей Венеции работы Сансовино. Здесь проходили все торжественные церемонии, в том числе коронование дожей. Из галереи второго этажа в парадные залы дворца ведет "Золотая лестница", по которой разрешалось входить только венецианцам, занесённым в "Золотую книгу". Книга была составлена в 1315 г. и в ней было 200 семей.

Залы дворца расписаны такими великими мастерами, как: Тинторетто, Веронезе, Тьеполо, Тициан, Беллини, Карпаччьо и др. и вызывают восхищение своей изысканностью и единством архитектуры и декораций. Самый большой и самый известный зал – Зал Большого Совета имеет размеры 54 м. на 25 м. и 15 м. в высоту. При этом нет ни одной колонны, которая бы поддерживала потолок.

Восточную стену покрывает одна из самых больших в мире картин Якопо Тинторетто 1590 г. "Рай" – ее размеры 22 м. на 7 м. Перед картиной на возвышении установлены трон дожа и кресла шести членов совета. Под потолком зала расположено 76 парных портретов дожей. Портрет Марино Фальера закрашен чёрной краской, так как он был обезглавлен за заговор против правительства, о чём и гласит надпись.

Отдельного внимания заслуживают тюрьмы дворца. Камеры, называемые "поцци" (колодцы), находятся в самом низу здания чуть выше уровня воды, поэтому сильно пронизаны сыростью. Другие камеры – "пьомби" (свинцовые) – наоборот расположены под самой крышей и покрыты свинцовыми пластинами, поэтому узники в них страдали от сильных перепадов температуры.

За Палаццио Дукале через Дворцовый канал находится здание Новых тюрем, в которое из дворца ведет маленький арочный мостик, сооруженный в 17 в. Это так называемый Мост Вздохов, по которому осуждённые следовали в тюрьму и в последний раз видели через его решетчатые окна солнечный свет и морской простор. Отсюда и название. В свое время такими заключенными были Джордано Бруно и Джакомо Казанова. Причём второму впоследствии удалось совершить побег.

2012-2018 © Достопримечательности городов и стран и путеводители по ним. Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.